13 февр. 2013 г.

Методдень. Методики работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Обзор профессиональной педагогической периодики на библиотечном методдне. Подготовила зав. филиалом № 2  С.А. Парамонова .

Новые методы и приёмы в работе с детьми.
Обзор периодических изданий.
Мы знаем, что Российское образование стремительно реформируется, школа переходит на новые образовательные стандарты (ФГОС). Мне и хотелось сегодня рассказать о том, какие новые методики, технологии применяются в образовательных учреждениях, основываясь на тех периодических изданиях, которые выписывает библиотека.

Современные дети - это дети 21 века, имеющие новый тип сознания. Они обладают системно — смысловым сознанием, а не системно — структурным сознанием. Сейчас дети задают вопрос ЗАЧЕМ, а не ПОЧЕМУ? Их интересует смысл действий, поступков. Это значит, что если ребёнок понимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется , выражая протест, вплоть до агрессии .
В современном ребёнке изначально заложена деятельная натура.
Поэтому перед образованием стоит задача: стать средством интеллектуального развития личности, воспитать творческого человека с проектно — ориентированным интеллектом (т. е. умеющим применять полученные знания в жизни), способного к позитивному взаимоотношению с людьми и культурами.
Известно, что оригинальность мышления, способность к творчеству и одарённость школьников наиболее ярко проявляется в научно — исследовательской поисковой деятельности.
В связи с этим создаются новые модели образования. Наибольшую известность среди этих моделей получили ДЕЯТЕЛЬНОСТНО — ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОЕКТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ подход ( можно сказать по - другому комплексный, жизненный).
Все эти методики нацелены на то, чтобы ребёнок не получал знания в готовом виде, а добывал их сам в процессе учебно — познавательной деятельности. Поэтому приоритетной становится развивающая функция обучения.
(Многие подходы сейчас проходят опробацию. Между специалистами, учёными, учителями идёт полемика, что — то отсечётся само собой, как ненужное; что — то останется, что пройдёт испытанием времени.)
В стандарте начального образования особое место отводится развитию правильной речи как показателю общей культуры.
Язык выступает как средство общения между людьми.
Русская речь познаётся младшими школьниками на образцах литературных произведений , доступных учащимся данного возраста и отрывающим им мир и красоту русского слова. Важнейшим предметом в школе является литературное чтение.

(Уроки литературного чтения довольно разнообразны.Они делятся на:
уроки восприятия художественного произведения;
уроки изучающего чтения или углублённой работы с текстом произведения;
уроки обобщения по изученному разделу.)
Я бы хотела остановиться на такой форме урока, как литературное слушание. Это важно, особенно, для ребят 1-х классов, так как им взрослые уже не читают, а они сами ещё не умеют достаточно хорошо читать. Здесь мы вполне могли оказать помощь педагогам. Это наши громкие чтения. Есть несколько требований к таким урокам: не следует проводить никаких вступительных бесед, не писать тему на доске, слова и т.д.. Вся работа ведётся только после первичного целостного восприятия произведения. Особое внимание отводится интонационной выразительности, звучание голоса взрослого человека для ребёнка имеет огромное значение.
Для анализа художественных произведений есть уроки изучающего чтения. Это может быть урок — поиск, урок — исследование, урок — наблюдение...
На таких уроках педагог ставит проблемные вопросы, создаёт проблемные ситуации. Например, дети читают текст о птицах, о страусе. Вопросы учащимся могут быть такими:
  • Как вы думаете почему некоторые виды птиц утратили способность к полёту?
  • Каких нелетающих птиц, кроме страуса вы знаете?
  • Чем возмещается их неумение летать?
Школьники с удовольствием выполняют поисковые и экспериментальные задания. Такие задания продуктивно влияют на ум и душу каждого ребёнка. Подробнее вы можете об этом прочитать в следующих статьях:
Нач. шк. №2, 2012, с. 49 — 57. Урок — важнейшее условие формирования универсальных учебных действий. Круг литературного чтения. Л.А. Ефросинина.)
(Нач. шк. + «4, с 32. Образовательные эффекты обучения компетентностных задач в начальной школе М.В. Дубова и др.С. 27 — 34.
Пересказ — очень важное умение, без которого невозможно обучение. Дети не только пересказывают текст подробно, выборочно, кратко, но и с изменением лица рассказчика ( не от 1 лица, а от 3), от лица какого — нибудь героя. Есть пересказ с творческими дополнениями, в который ученики вносят собственные дополнения, выражают собственное отношение к предмету пересказа.
Можно детям предложить подобрать иллюстрации к тексту, который они услышали , но из других сказок. Потом команды сравнивают свои версии. Доказывают свою точку зрения, пересказывают сказку.
Дети очень любят рассказывать и сочинять сказки.
В.А.Сухомлинский считал, что красота родного слова, его волшебная сила открывается прежде всего в сказке.
Дети должны уметь составлять сказки — гипотезы:
  • «СКАЗКА НАИЗНАНКУ» - например: Серая шапочка - злая, Красный волк — добрый
  • «СКАЗКА — КАЛЬКА» - сюжет тот же, а герои меняются
  • «ПЕРЕВИРАНИЕ СКАЗКИ» - вместо Красной шапочки героиню зовут Жёлтая шапочка
  • «САЛАТ ИЗ СКАЗОК» - это уже 4-й уровень, комбинирование - соединяются различные по содержанию сказки.
(Примеры на с. 36 Нач шк.+ до и после № 4,12 г.
К.Н. Шемякина «Составление сказки как способ
выражения гипотезы).
Хочу напомнить о написании синквейнов и лимериков.
Статья в «Начальной школе +до и после» №5, 2012 год с. 47 называется «Учимся писать синквейны и лимерики». Г.П. Халтурина . В ней даётся технология и примеры написания синквейнов на тему « Времена года», «Семья».
Лимерики - краткие юмористические стихотворения, основанные на обыгрывании бессмыслицы. Знакомит с многообразием географических объектов. Сочинять их труднее, но очень увлекательно. ( Примеры на с. 49.)
Школьников может заинтересовать не форма слова, а его содержание. Занимательные сообщения о значении слов, этимологические справки, стихи, иллюстрирующие значение слова, можно найти в статье «Духовно — нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами русского (родного) языка» А.Н. Кохичко.
(Журнал Нач шк. + №3, 12 год, с. 78 — 84. Почти на все буквы алфавита - аккуратный, пожалуйста, эгоист... )
Федеральный госудударственный образовательный стандарт предусматривает ознакомление младшего школьника с фольклорными жанрами. Особенность состоит в том, что это устное народное творчество, передовалось из поколения в поколение. Поэтому рассказ учителя или библиотекаря обязательно хотя бы частично должен реконструироваться нетекстовыми элементами: обрядовыми действиями, мимикой, жестами, интонацией, т.е. Проводя занятия по фольклору, необходимо хотя бы частично реконструировать обрядовый контекст. Это мы делаем. У нас, например, О.И. на занятие и самовар, и половики приносила. Дети, конечно, были в восторге от этого.
Можно пойти дальше. На материале некоторых жанров уже современного школьного фольклора (страшилок, анекдотов) учащиеся могут выступать в роли «фольклористов», самостоятельно собирать школьный фольклор и доказывать его признаки. Интересно было бы сапоставить страшилки и их литературные версии (страшные рассказы Успенского, Усачёва, Седова и др.)
Устные семейные рассказы также составляют значительный пласт семейного фольклора. Тематика может быть самой разной — происхождение фамилии, наречение имени, семейные реликвии, необычные события. Дети не только запоминают, рассказывают семейные предания, но тематически их классифицируют. Всё это способствует повышению ценности семьи.
В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению своего города.
Задания могут быть такими:
(стр 59. Нач шк.+ №5. 2012. Краеведческий компонент в обучении младших школьников .Т.К. Рыпная).
  • Нарисуй портрет своей улицы для международной выставки, для людей, которые ничего не знают о твоём городе.
  • Нарисуй главную достопримечательность своего города в такое время года и в такую погоду, которая более всего подходит к её облику.
  • Опиши понравившийся тебе дом (можно в стихотворной форме)
  • Придумай рекламу для туристов.
Уже началась информационная эпоха.
Задача школы готовить выпускников, обладающих компетенциями для жизини в информационном обществ, внедрять в образовательный процесс информационно — коммуникативные технологии (ИКТ).
Современные дети могут воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Эта способность дана им для того, чтобы они успевали ориентироваться в информационном потоке в век высоких информационных и компьютерных технологий.
Компьютеры и мультимедийные возможности интересны ребёнку. Поэтому электронные презентации, видео - , звуковое сопровождение обязательно использовать на занятиях с детьми.
Такая подача материала воздействует на различные каналы восприятия информации. Делает программный продукт мощным дидактическим инструментом. У школьников наблюдается
  • концентрация внимания
  • включение всех видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, ассоциативной
  • повышение интереса к изучению предмета
  • возрастание мотивации к учёбе

Необходимо содействовать и создавать условия для креативного медиатворчества детей.
Мы работаем с дошкольниками, с семьёй, выступаем на родительских собраниях.
(В ж. Нач. шк. «2, 2012 г. есть ход проведения собрания «Встреча отцов и детей» с целью привлечь внимание отцов к проблеме воспитания детей. Есть стихи, конкурсы.)
Дошкольный возраст — уникальный период интенсивного развития ребёнка, когда закладываются основы развития личности.
В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования особое внимания уделяется развитию у детей коммуникативных навыков (компетенций).
Эффективным средством активизации коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста является ИГРА.
Именно в игре ребёнок проявляется естественным образом.
Интересные приёмы и формы работы вы найдёте в журналах «Дошкольная педагогика», «Игра и дети», «Дошкольное образование», «Дошкольное воспитание» и другие. Некоторые статьи я вам представлю.
  • Отгадай, кто герой?
    Ребёнок выходит на середину зала и изображает мимикой, жестами, пантомимой своего героя. Известно, что ребёнок мыслит телом, движением.
    Потом можно разыграть всю сказку.
  • Или «представь себя иным».
    Например, изобразите добрую царевну из «Сказки о мёртвой царевне...»; покажите злого карлика Черномора, или изобразите тётку князя Гвидона, которая отбивается от комара.
  • С целью стимулировать интерес к чтению художественных произведений и одновременно сочетать с активным движением можно предложить детям «квест — бродилки», когда выдаётся маршрутный лист с литературными заданиями.
  • Интересен опыт работы с куклами. Это интерактивный кукольный театр. Дети сами создавали шумовые эффекты. Мне понравился приём «прикосновение к игрушке» - игрушку снимали с ширмы и пускали по зрительным рядам.
В детском возрасте потребность в творчестве очень велика и способность к художественному творчеству проявляется очень рано. Каждый ребёнок имеет врождённые способности к творчеству
Художественное конструирование - это деятельность, которая развивает детей и организует структуру детской деятельности: умение планировать, осуществлять и контролировать сам процесс.
Изобразительная деятельность очень интересна ребёнку дошкольнику. Малыша радует то, что он может создавать изображение своими руками..
Идей очень много. Педагоги обращаются к нетрадиционным техникам:
  • кляксография
  • отпечатки
  • граттаж (процарапывание)
  • рисование пальчиками
  • ладошками
  • на мятом листе
  • и др.
Важно, чтобы дети не копировали, а создавали собственные образы.
Есть сайты, которые подскажут, что можно сделать вместе с детьми.
Мы запланировали изучить эту тему и подготовиться к родительскому собранию «Интернет — ваш помощник в воспитании, развитии и образовании детей». На своём информационном стенде будем вывешивать вот такие объявления, как, например, - Портал «Солнышко», новый сервис «Альбука» и т. д.
Ж. - Ж. Руссо сказал : « Вы — талантливые дети! Когда — нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные , как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».























Комментариев нет:

Отправить комментарий